Кто-то
сказал, что человек, который живет прошлым, – постепенно умирает.
Наверно. Если у него нет будущего. Но практически каждый творческий
человек, уходя со сцены, задумывается о своей дальнейшей жизни.
Кто-то меняет профессию. А кто-то отдает себя полностью преподавательской
работе.
Ни с чем не сравнимо ощущение,
когда многотысячный молчащий зал, следящий за каждым твоим движением,
вдруг начинает как в сказке просыпаться от оцепенения. Конец
ли твоей вариации или финал спектакля – неважно. Аплодисменты.
Вот чего стоят многочасовые репетиции, борьба с самим собой,
усталость и недосыпание. Зритель всегда будет благодарен актеру
(если даже он не сделал правильно какое-то движение) за состояние
прикосновения с прекрасным. Мы танцуем не для профессионалов,
мы танцуем для простых людей. Великая Анна Павлова всегда спрашивала
мнение о танце у своего аккомпаниатора. Простая женщина-пианистка
делала замечания балерине, если в ее образе она чувствовала фальшь.
У артистов не бывает и не должно быть плохого настроения на сцене.
Семейные и бытовые неурядицы остаются за дверью театра, а на
сцене начинается чужая и непонятная жизнь, которую танцовщик
должен прожить за мгновение, как свою…
На сцене артист балета
немой. И только телом он должен донести до зрителя состояние
любви, ненависти, презрения и покаяния. Трудно? Очень. Но возвращаясь
после спектакля понимаешь, что все твои неурядицы кажутся мелкими
и ничтожными по сравнению с прожитым на сцене. Усталость от
пережитого, а не от безделья – разве это не счастье?
Театр - это педагог. Но педагог не как за столом учитель,
а призрачный, проникающий в твое сознание через увиденное на
сцене. Если твой образ заставил задуматься о происходящем, заставил
с чувством сострадания относиться к чужой беде – разве это не
счастье для актера?
Гениальная фраза из кинофильма «Доживем до понедельника». На
вопрос: «Что такое счастье?», - ученик написал: «Счастье –
это когда тебя понимают».
Ученик и учитель! Должна ли в этом быть взаимосвязь? Должна.
Понял ли меня зритель в том 1995 году, когда немой артист балета
заговорил живым языком. Мои товарищи в костюмах из спектакля
«Ромео и Джульетта» стояли при полуоткрытом занавесе на сцене
Большого театра и слушали. Я говорил в зал об отмене спектакля.
В Большом такого не случалось никогда. Только в 1905 году Анна
Павлова в Мариинском театре в Санкт-Петербурге отменила спектакль
в знак протеста в связи с расстрелом мирной демонстрации. И
через сто лет артист, не имеющий права говорить, повторил тот
же путь. Заговорил, в защиту великого мастера Ю.Н.
Григоровича….
Учитель и ученик. Ученик и учитель... Взаимосвязь огромна. Этот
человек взял меня в театр, дал мне жизнь на сцене Большого. Совсем
молодым, танцуя его хореографию, я ощутил признание зрителя за
мой труд. Если бы вы видели, как этот небольшого роста человек,
показывая ту или иную роль актеру, становился большим и необъятным
или страшным и мелким. Соприкасаясь с его творчеством, я по-другому
стал оцениватьсвое поведение на сцене. Именно Григорович научил
меня понимать – зачем я выхожу на сцену, ради чего делаются те
или иные движения. Не танец ради танца и голой техники, а понимание
ответственности перед зрителем за происходящее на сцене. Твое
красивое тело, данное Богом, должно было перевернуть сознание,
заставить думать, боготворить или ненавидеть.
Моему учителю,
мастеру Ю.Н. Григоровичу – низкий поклон…
Все. Театр закончился после скандала. Куда? И все тот же человек,
Ю.Н. Григорович вывел меня из состояния шока. Он сказал: «Я руководил
Большим 33 года, и когда все обрушилось, думаете мне не было
больно? Я обрезал кишку, соединяющую меня с театром, и она не
кровоточила? Но я нашел в себе силы устоять. Вы еще молодой,
отдайте свой опыт тем актерам и ученикам, которые в нем нуждаются.
Я верю в вас…Служите людям во благо.»
Какие великие слова – «служить людям».
И я нашел в себе силы не
уйти во мрак. Я уехал в Бразилию, потом в Германию и Южную Корею.
Я понял: то, что мне не удалось на сцене, сделают мои ученики.
Идет продолжение жизни. Ведя урок или репетируя, я снова ощущаю
себя актером на сцене, я переживаю каждый жест. Я просто живу.
И если победа моего ученика над ролью оправдалась – значит я
не зря не спал ночами. Его победа – моя победа...
И в конце я хочу сказать,
что человек, вспоминая прошлое, становится добрее. Да, именно
добрее. Потому что молодость на сцене вызывает всегда чувство
умиления. Любите людей, любите себя и других в искусстве.
|
|